Новооткрытую экзопланету размером с Сатурн разрывает гравитация ее звезды
Большой взрыв

Новооткрытую экзопланету размером с Сатурн разрывает гравитация ее звезды

11 августа 2023 года, 08:54

Гигантскую экзопланету – размером с Сатурн – международная команда астрономов во главе с Хосе Мануэлем Альменарой из Университета Гренобль-Альпы во Франции обнаружила возле карликовой звезды М-класса под названием TOI-4860.

«Наземная фотометрия подтверждает, что транзиты вокруг TOI-4860, первоначально идентифицированные с помощью фотометрии телескопа TESS, производятся планетой-гигантом» – подчёркивают исследователи.

Находящаяся в 262 световых годах от нас TOI-4860 b имеет радиус почти 0,77 радиуса Юпитера и примерно четверть его массы, что дает среднюю плотность 0,75 грамм на кубический сантиметр. Планета обращается вокруг звезды-хозяина каждые 1,52 дня на расстоянии всего 0,018 астрономических единиц – то есть в 55 раз ближе, чем Земля к Солнцу.

Из-за этого TOI-4860 b раскалена в среднем до 420° Цельсия. Учитывая то, как близко к своей звезде (даже такой маленькой, как М-карлик – меньше трети массы Солнца и температура около 3000°) находится планета, астрономы уверены, что она подвергается сильнейшим приливным воздействиям. Гравитация звезды деформирует TOI-4860 b и приводят к рассинхронизации её орбиты.

Что особенно необычно – это то, что учёные обнаружили ещё как минимум одну аномалию в расчётах движения этой экзопланеты. Это означает, что в системе с высокой вероятностью есть ещё как минимум один «житель». И гораздо больший по размерам – его масса оценивается как минимум в 1,66 массы Юпитера, а орбитальный период составляет около 427 дней.

Массивные планеты, обнаруженные вокруг М-карликов, чрезвычайно редки. Особенно – когда их больше одной. Так что система TOI-4860 ещё будет служить объектом для пристальных наблюдений.