Медики NASA: компании космического туризма должны запрещать своим клиенткам беременеть в космосе
На орбите

10 августа 2023 года, 10:32

Какой бы романтичной не казалась идея зачатия ребенка в космосе, NASA призывают космических туристов отказаться от нее. Космическая радиация наносит непоправимый вред репродуктивному здоровью человека, что гарантировано приведет к повреждению ДНК эмбриона и инвалидизации будущего ребенка. Причем неважно, сколько времени пара проведет в космосе: достаточно суток, чтобы генетический материал стал непригодным для зачатия здорового потомства.

Несмотря на все достижения космонавтики, космос был и остается враждебной для человека средой. Космическая радиация, невесомость и стресс негативно влияют на организм, вызывая у людей проблемы с нервной и эндокринной системой, сердцем и сосудами, зрением, ЖКТ. Его влияние на нашу репродуктивную систему ещё не изучено до конца, однако уже сейчас ученые знают, что зачать ребенка в космосе — очень плохая идея.

Космическая радиация сильно повреждает ДНК эмбрионов и яйцеклеток животных, таких как мыши и крысы, что может привести к полной инвалидизации или даже смерти плода и беременной матери. На человеческих эмбрионах опыты в космосе не проводятся, однако космические агентства и научное сообщество хотят полностью исключить вероятность «естественного» эксперимента.

Поэтому NASA призывает компании, занимающиеся космическим туризмом, предупреждать клиентов о возможных последствиях секса в космосе. Запретить его не представляется возможным, но компании могут проявлять проактивность, информируя космических туристов. Если их половой акт завершится беременностью, пара потеряет будущего ребенка еще до его появления на свет или родит искалеченного нежизнеспособного младенца. В худшем случае, погибнет или получит тяжелые травмы сама женщина.

Негативных последствий не избежать даже если пара провела в космосе всего сутки — сперматозоид и яйцеклетка уже будут сильно повреждены космической радиацией. Если зачатый в космосе эмбрион сформируется уже на Земле, он все равно будет обречен на гибель.

В прошлом веке ученые полагали, что выход в космос приводит к женскому бесплодию. Долгое время Валентина Терешкова и Анна Ли Фишер оставались единственными женщинами-космонавтами, которые смогли зачать и выносить здоровых детей после полета. Невесомость и радиация также негативно влияют и на мужчин: сперматозоиды космонавтов становятся вялыми и неактивными. К счастью представителей сильного пола, нормальное функционирование мужского организма быстро восстанавливается после возвращения на Землю.

Между тем, если человечество хочет в будущем поселиться на других планетах, ему нужно понять, как рожать здоровых детей в космосе и как защищать репродуктивную систему женщин и мужчин. Поэтому был создан проект SpaceBorn United, в рамках которого ученые изучают зачатие, беременность и роды в космосе. Сейчас все эксперименты проводятся на грызунах. В 2024 году команда исследователей планирует изучать оплодотворение мышей в космосе.