В Саянской обсерватории начинается строительство солнечного телескопа
Наука

В Саянской обсерватории начинается строительство солнечного телескопа

8 августа 2023 года, 13:26

Российские ученые приступили к созданию уникального солнечного телескопа-коронографа, диаметр зеркала которого составит три метра. С помощью новинки ученые намерены исследовать тонкую структуру фотосферы Солнца, недоступную для телескопов малого диаметра и орбитальных обсерваторий.

Строительством оптического прибора займутся специалисты Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН и предприятия «Ростеха». Телескоп будет установлен на площадке Саянской обсерватории в Бурятии — этот объект 5 августа, посетили гендиректор Ростеха Сергей Чемезов, президент РАН Геннадий Красников, глава Бурятии Алексей Цыденов и губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, заложив первый камень в основание будущего астрономического инструмента.

Проект, получивший обозначение КСТ-3, предполагает строительство 30-метровой башни, в верхней части которой будет размещен солнечный телескоп на вращающейся платформе. Высота всей конструкции составит 42 метра, а общий вес оптического прибора оценивается в 120 тонн. В дополнение к этому на территории Саянской обсерватории появятся здание для технологического оборудования, а также лабораторный и административный корпуса.

Новый телескоп будет состоять из 13 зеркал, причем главное зеркало диаметром 3 метра изготовят из астроситалла — особого стеклокерамического материала толщиной 120 мм. Кроме того, всю конструкцию, включая башню и оптический прибор, планируют защитить от сейсмических воздействий (сейсмостойкость составит девять баллов), потому как объект находится в районе Байкальской рифтовой зоны, где часто случаются землетрясения.

Строительство КСТ-3 начнется в этом году и рассчитано до 2030-го. По словам разработчиков, телескоп займется исследованием природы магнитных полей и цикла солнечной активности. Полученные телескопом данные помогут ученым понять причины возникновения солнечных вспышек, корональных выбросов массы и других явлений на единственной звезде Солнечной системы.

«Это проект мирового масштаба, и он очень важен для нас, для России. <…> Влияние излучения солнца может быть иногда катастрофическим на электронное оборудование. Мы должны заранее прогнозировать, предсказывать такие события, чтобы не только обогащать науку знаниями о нашем светиле, но и делать безопасной нашу жизнь», — объяснил Красников.

Создание солнечного телескопа-коронографа является частью проекта Национального гелиогеофизического комплекса РАН. Последний включает в себя строительство семи объектов, три из которых будут располагаться на территории Бурятии: помимо крупного солнечного телескопа, речь идет также о радиогелиографе в Тункинской долине у поселка Бадары и наборе оптических инструментов у села Торы.