Зонд NASA обнаружил «новорожденный» астероид
Наука

Зонд NASA обнаружил «новорожденный» астероид

3 мая 2024 года, 10:05

Еще в ноябре прошлого года исследовательская станция «Люси», пролетая мимо астероида Динкинеш, обнаружила у него миниатюрный спутник. Результаты его исследования были обнародованы на днях. Каменная глыба, названная Селам, сразу привлекла внимание американских астрономов. И, измерив её возраст, они не без удивления установили, что этот маленький астероид является одним из самых юных в Солнечной системе.

Астероид Динкинеш, бывший первой целью «Люси», выглядит достаточно внушительно со своим максимальным поперечником около 760 метров, хотя и является самым маленьким из изученных астероидов Главного пояса. В то же время 220-метровый Селам даже не удавалось разглядеть с Земли. Но учёным потребовалось меньше полугода, чтобы понять, что он интереснее, чем кажется.

Возраст является одним из ключевых параметров для астероида, имея не только теоретическое, но и сугубо практическое значение (например, для будущих «горнодобывающих» экспедиций). Неудивительно, что эта характеристика Селама была рассчитана одной из первых.

Группа астрономов во главе с Колби Мериллом оттолкнулись от наиболее вероятного предположения: что Селам — это группа неплотно сбитых обломков самого Динкинеша. В этом случае траектория его орбиты, опрокинутая в прошлое с помощью компьютерной модели, способна дать «точку отсчёта» — указать на момент, когда произошло столкновение, породившее спутник. Разумеется, разные исходные параметры потребовали разных моделей, так что в конечном итоге компьютер перебрал более 1 миллиона вариантов.

И даже средний результат этого миллиона сценариев указал на возраст астероида примерно в 3 миллиона лет. Медиана была ещё меньше — около 2 миллионов. Таким образом, Селам является одним из самых молодых тел, бороздящих просторы Солнечной системы — за исключением искусственных аппаратов, конечно.

Такой метод расчёта, к слову, не является вполне традиционным. Обычно возраст астероидов устанавливают по количеству кратеров на их поверхности: чем их больше — тем старше космический скиталец. Но примененная Мериллом и его командой методика позволяет в перспективе добиться гораздо большей точности и перепроверить многие старые представления.

Что же касается самой «Люси», то она продолжает мчаться по направлению к следующей цели — астероиду 52246 Дональд Джохансон. Название астероида - это ирония создателей зонда "Люси": ведь Джохансон — один из палеонтологов, открывших в 1974 году скелет женской особи австралопитека, позже получившей имя Люси. Вероятно, никто из авторов экспедиции не предполагал, что открытый «Люси» на орбите Динкинеша астероид окажется моложе этого древнего предка человека.