Космонавту Анне Кикиной присвоили звание Героя России
Кадровый лифт

Космонавту Анне Кикиной присвоили звание Героя России

3 апреля 2024 года, 14:13

Президент Владимир Путин присвоил звание Героя России Анне Кикиной — единственной женщине в отряде космонавтов Роскосмоса. Соответствующий указ был опубликован 3 апреля на официальном интернет-портале правовой информации. В Роскосмосе поздравили Анну Кикину с получением звания, отметив, что она проявила мужество и героизм в ходе длительного космического полета на Международной космической станции.

«За мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, присвоить звание Героя Российской Федерации Кикиной Анне Юрьевне», — говорится в президентском указе. Указом главы государства Кикиной также присвоено почетное звание летчика-космонавта РФ.

Анна Кикина — 129-й космонавт России. В отряд космонавтов Роскосмоса она была зачислена в 2014 году. Свой первый космический полет она выполнила в рамках 68-й длительной экспедиции на МКС продолжительностью 157 суток. На станцию Кикина прибыла в октябре 2022 года в составе экипажа американского пилотируемого корабля Crew Dragon, куда вошла по программе перекрестных полетов в качестве специалиста. Помимо нее, в составе экипажа были астронавты NASA Николь Манн и Джош Кассада, а также астронавт Японского агентства аэрокосмических исследований Коити Ваката. 12 марта 2023 года они приводнились в Атлантическом океане у побережья Флориды.

Таким образом, Кикина стала первым отечественным космонавтом, совершившим полет на корабле Crew Dragon в рамках соглашения о перекрестных полетах. Последнее было заключено между NASA и Роскосмосом в июле 2022 года и предполагает доставку российских космонавтов на американских Crew Dragon, а американских астронавтов — на отечественных кораблях «Союз МС». В случае отмены или существенной задержки запуска корабля из РФ или США это позволяет обеспечить присутствие на борту МКС как минимум одного космонавта Роскосмоса и одного астронавта NASA для обслуживания российского и американского сегментов станции, соответственно.

В середине марта на Землю после многомесячной работы на МКС вернулся экипаж Crew-7, куда по соглашению о перекрестных полетах вошел космонавт Роскосмоса Константин Борисов. Для Борисова эта космическая экспедиция стала первой в карьере. Вместе с астронавтом NASA Жасмин Могбели, астронавтом Европейского космического агентства Андреасом Могенсеном и астронавтом JAXA Сатоси Фурукавой он пробыл на станции 197 дней.

Сейчас на орбите несут вахту космонавты Роскосмоса Олег Кононенко, Николай Чуб, астронавт NASA Лорал О'Хара, а также прибывшие на МКС 5 марта в рамках Crew-8 российский космонавт Александр Гребенкин и астронавты NASA Мэттью Доминик, Майкл Барратт и Дженнет Эппс. 25 марта к ним присоединились российский космонавт Олег Новицкий, первая женщина-космонавт из Белоруссии Марина Василевская и астронавт NASA Трейси Дайсон.