Отчет NASA: из-за дефектов корабля Orion высадку на Луну могут отложить
Технологии

Отчет NASA: из-за дефектов корабля Orion высадку на Луну могут отложить

3 мая 2024 года, 14:05

Возвращение американцев на Луну в рамках экспедиции Artemis III находится под угрозой срыва. По планам NASA, высадка астронавтов на Южном полюсе спутника Земли состоится уже в сентябре 2026 года, но реальность (и здравый смысл) указывают на менее оптимистичный сценарий. Дело в том, что специалисты агентства до сих пор не решили проблему с системой теплозащиты космического корабля Orion, который будет задействован как в Artemis III, так и в предшествующей ей Artemis II. Если дефекты не устранят вовремя, то сроки реализации обеих экспедиций могут сдвинуться на годы.

О том, что американская лунная программа «Артемида» будет серьезно пробуксовывать из-за технических недоработок, связанных в том числе с «Орионом», эксперты предупреждали давно. Первые проблемы были выявлены в 2022 году во время Artemis I, когда корабль совершил облет Луны в беспилотном режиме. После проведения анализа специалисты обнаружили, что когда корабль входил в атмосферу, от его корпуса отвалилась часть плиток теплозащитного экрана — причем отслоение было неравномерным.

В недавнем отчете NASA, опубликованном 1 мая, возникшая проблема описывается более подробно. Исполняющий обязанности генерального инспектора агентства Джордж Скотт заявил, что свыше 100 областей теплоизоляционного материала существенно износились при входе в атмосферу (на этом этапе корабль движется на скорости 40 тысяч км/ч, а температура достигает 2760 градусов Цельсия). Некоторые плитки и вовсе приклеились к иллюминаторам, что будет мешать обзору во время пилотируемого полета.

Также в отчете упомянуты дефекты, связанные с распределением электропитания на «Орионе» и крепежными болтами. Все это, по словам специалистов, может угрожать жизни и безопасности астронавтов, которые взойдут на борт корабля в рамках экспедиций Artemis II и Artemis III. В этой связи генеральный инспектор предложил шесть рекомендаций, но отметил, что у агентства очень мало времени на то, чтобы доработать и испытать новые системы. Ведь до запуска Artemis II осталось всего 1,5 года, и любые задержки снижают вероятность того, что NASA уложится в сроки.

Такое положение дел вызывает серьезную озабоченность в НАСА. Тем более что на прошлой неделе Амит Кшатрия, курирующий разработку для Artemis в исследовательском отделе управления, заявил, что первопричина проблемы с кораблем Orion еще не найдена. При этом наблюдатели обратили внимание, что в агентстве реагируют раздраженно на любые сомнения в реализации Artemis в указанные сроки.

Так, в частности, комментируя недавний отчет, менеджер программы «Орион» Кэтрин Кернер заявила: «NASA стремится к постоянному совершенствованию процессов и процедур для обеспечения безопасности и устранения потенциальных рисков и недоработок. Однако избыточность приведенных выше рекомендаций не помогает гарантировать, что программы NASA организованы, управляются и реализуются экономично и результативно».

После этого агентству пришлось пояснить заявление Кернер, слегка сгладив углы: «Это неверная интерпретация ответа агентства. Как уже говорилось, NASA признает важнейшую роль управления генерального инспектора, и, кроме того, ценит его внимание к Artemis. В ответе NASA подчеркивается, что анализ и устранение проблем, выявленных во время полета Artemis I, ведутся с момента завершения миссии. Инженерные группы NASA внесли вклад в подготовку доклада генерального инспектора, предоставив данные, непосредственно полученные в результате этой работы, и высоко оценивают содержащееся в отчете краткое изложение этих ранее предпринятых усилий в разделе рекомендаций».

По мнению обозревателя Ars Technica Эрика Бергера, представители NASA ощущают явное давление, когда речь заходит об «Артемиде». Ведь если Artemis II предполагает пилотируемый облет Луны, то Artemis III — технически намного сложнее, так как подразумевает высадку астронавтов на спутник Земли. Перед этим они должны будут пересесть из «Ориона» в посадочный аппарат Starship на окололунной орбите.

Ранее Ars Technica со ссылкой на источники сообщило, что NASA может изменить план полета Artemis III, сделав его похожим на «Аполлон-9». Этот вариант не предполагает высадки на Луну: вместо этого Orion совершит полет на низкую околоземную орбиту, состыкуется со Starship и вернется на Землю. Но глава NASA Билл Нельсон назвал подобную информацию спекуляцией.